ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОСТОВУ

Заводская проходная

Путеводитель по Ростову

Заводская проходная

Нельзя узнать ростовский дух, не посетив районы, тесно связанные с былым гигантом советского сельхозяйственного машиностроения заводом «Ростсельмаш» (РСМ). Это промышленное объединение было и остается крупнейшим промышленным предприятием Ростова. Сейчас завод переживает не лучшие времена, но продолжает функционировать, обременяя работой не только ростовчан, но и жителей Новошахтинска, Шахт и других населенных пунктов области.

Поселки Сельмаш, 1 и 2 Орджоникидзе возникли на северо-восточной окраине недавно объединенного с Нахичеванью Ростова рядом с заводом РСМ в конце 20 – начале 30-ых гг. 20 века и за последующие годы мало изменили свой первоначально одноэтажный облик. Они являются непревзойденными образцами архитектурного стиля переселившихся из деревень в город крестьян, высвобожденных коллективизацией для работы в промышленности. Поселки для новых советских рабочих строили сами бывшие крестьяне. В предельно короткие сроки появились огромные одноэтажные районы, и была налажена поселковая жизнедеятельность. Первоначально из всех городских благ существовал лишь уличный водопровод и электричество. Небольшие водные колонки можно еще кое-где встретить на здешних улицах. Значительно позже появились канализация и газ. Самым благоустроенным был Сельмаш, где еще в 1930-ых гг. появились многоэтажные жилые здания для администрации и специалистов завода РСМ. Современная жизнь поселка продолжает быть тесно связанной с заводом, хотя и не в той мере, как в советское время.

Начинаем наш путь по сельмашевским районам на северо-западной окраине парка им. Островского, где улица Текучева переходит в улицу 1-ой Конной армии. Здесь есть два железнодорожных путепровода. Первый, большой, проходит над улицей Текучева и связывает станцию Ростов-Товарная со складами на проспекте Шолохова. Второй путепровод небольшой и принадлежит детской железной дороге, проходящей вокруг всего парка. Он проходит над пешеходной парковой дорожкой.

Итак, идем под этим путепроводом и оказываемся на территории парка. Он был основан, как место отдыха для рабочих РСМ. В парке есть большой стадион с трибунами, туалеты, кафе, аттракционы, дом культуры РСМ, бассейн, скалолазный клуб, автошкола и церковь. Но нас интересует лишь уникальное детское депо, где помещаются маленькие тепловозы и вагончики. Малые формы производственной архитектуры поражают не меньше, чем гигантские корпуса завода РСМ.

На северо-восточной окраине парка установлен бюст гениального советского писателя Николая Островского, в честь которого и назван парк. Читаем слова писателя на мраморной доске, привинченной к памятнику, о мучительной боли за бесцельно прожитые годы и убыстренной походкой покидаем парковую зону.

На площади Комбайностроителей, напротив ДК РСМ, находится памятник выпускаемой продукции завода-гиганта. Его основной особенностью является постоянное обновление и периодические перемещения по разным углам Сельмаша. За долгие годы существования постамента здесь побывало множество образцов ростсельмашевских комбайнов. Теперь установлен «Вектор».

От площади сворачиваем на улицу Селиванова, которая приводит нас к улице Металлургической, имеющей удлиненно-овальную конфигурацию. Для Сельмаша характерен овально-радиальный вариант радиально-кольцевой системы планировки улиц. Зона частной индивидуальной застройки составляет, в основном, восточную часть поселка, а многоэтажный сектор главенствует на западе и в центре. У нас есть редкая возможность обойти по одной улице весь поселок.

Отправляемся по улице Металлургической в полной уверенности в том, что мы вернемся назад. Идем против часовой стрелки. На начальном участке, южном, находится типичная одноэтажная застройка, в последнее время усиленно разрушаемая новым многоэтажным строительством. От нашей улицы отходят однотипные переулки. Вскоре, сделав полукруг, мы пересекаем улицу Ильича, за которой с западной стороны начинаются кварталы многоэтажной застройки. Это центр Сельмаша. Здесь находится площадь Мира, где четырехэтажные здания, покрашенные в специфически сельмашевский темно-красный цвет, чередуются с постройками, возведенными недавно. На первых этажах много магазинов и других объектов бытового обслуживания населения. В самом современном здании находится администрация здешнего Первомайского района. Но на площади явно не хватает какого-нибудь монументального памятника известному революционному деятелю или знатному стахановцу.

За улицей Смычки начинается самый нетронутый временем северо-восточный угол поселка, который географически примыкает к Кизитериновской балке. Здесь одноэтажная застройка сохранилась в почти первозданном виде. Главной улицей является улица Просвещения, бывшая ранее проспектом Сталина, от которой ответвляются и кружат по склонам балки все остальные улочки и переулки. В этом районе прекрасно сохранились как первоначальные фасады домом, так и дворы местных жителей.

Теперь стоит рассказать, какой вид имеет дворовая архитектура, скрытая за фасадами и заборами. Как правило, на одном общем участке живет несколько семей. Фасадный дом принадлежит первопоселенцам, к которым потом в силу разных житейских невзгод подселялись еще несколько семей, строивших жилой дом в глубине дворового участка. Одна семья на имеющейся у нее земле могла построить кроме жилого дома еще подсобные помещения типа летней кухни и сарая, где хранились дрова и уголь. Обязательно выкапывались выгребная яма, над которой возводился деревянный сортир. Рядом устраивалась яма для помоев. Хватало места и для небольшой грядки, где выращивались лук и другая зелень. Постройки в большинстве случаев были самано-деревянные, впоследствии обложенные кирпичом. Конечно, размеры и качество дома, кухни и сортира варьировали в зависимости от материального состояния семьи, но общие принципы были неизменны. Такой уклад жизни был принесен из деревни, только в городе «крестьянская усадьба» скукожилась до размеров очень небольшого земельного участка. Эти принципы домостроения характерны и для других районов Ростова, появившихся в 1930-ых гг. в связи с массовым переселением крестьян в город. По мере роста общего благосостояния советских граждан улучшались и жилищно-бытовые условия их существования. Постепенно в поселках появились канализация и водопровод, на смену печному отоплению пришло газовое, а самано-деревянные конструкции заменены кирпичными. В последнее время не буйно развивается и новейшее строительство домов коттеджного типа. Поселки, в целом, сильно изменили свой первоначальный вид, но остались районы, где целые кварталы остались незатронутыми модернизационными мероприятиями.

К таким районам относится и северо-восточная часть Сельмаша. Здесь еще сохранилось много домовладений, где отсутствуют канализация и водопровод, а газ используется только для приготовления пищи. Таким образом, социальное неравенство в современном обществе отражается и на внешнем архитектурном облике городских улиц и переулков.

Покидаем ретроградный уголок и снова оказываемся в районе многоэтажной застройки в северо-западной части улицы Металлургической. Здесь находятся школы, техникум, поликлиника и другие общественно необходимые учреждения. В этой части улицы когда-то ходил трамвай, а сейчас рельсы уже срыты.

На пересечении с улицей Сержантова, в районе площади перед техникумом, мы покидаем овальную улицу и идем вглубь многоэтажной застройки. На вышеназванной улице находится известный даже за пределами поселка кинотеатр «Юбилейный». До его постройки на этом месте располагался сквер, в котором до хрущевской борьбы с культом личности стоял памятник Сталину. Дальше сквозь застройку сталинского и современного периодов мы проходим в сторону железнодорожного вокзала Сельмаш. На небольшой площади перед вокзалом всегда оживленно.

По проспекту Сельмаш спускаемся к железнодорожному путепроводу и выходим на улицу Менжинского, оставив позади местный рынок и район больницы РСМ. За путепроводом мы быстро подходим к одной из проходной комбайнового завода. Здесь нас привлекает не примитивная башня с малоточными часами и доска почета, а момент выхода рабочих после отработанной смены. Около 16.00 часов рабочие утренней смены начинают бурно покидать завод. Сотни рабочих за несколько минут проходят сквозь посты хилой охраны и выходят на площадь перед проходной. Это незабываемое зрелище. Неброско и даже бедно одетые рабочие с опустевшими сумочками, в которых они приносят обед, довольные окончанием трудной работы одни или парами быстро расходятся во все стороны, спеша по своим пролетарским делам. Некоторые группируются, но лишь для того, чтобы попить разбавленного пива в ближайшей забегаловке. Самых транспортно беспомощных увозят автобусы в другие города области. Выделяются весело жестикулирующие друг другу глухонемые, работающие на заводе. Особенно трогательны маленькие дочки, ждущие отцов, чтобы предотвратить пьянство после работы.

Немногие из нас долго выдержат угрызения совести при виде навкалывавшихся рабочих, поэтому в общем потоке удаляемся от проходной по улице Менжинского в сторону железнодорожного путепровода. По дороге осторожно обходим лежащих на обочине опившихся рабочих, не дошедших до дому. Им помогать не стоит. Проспавшись, они помогут себе сами.

С западной стороны путепровода, по которому мы переходим через железную дорогу, открывается панорама заводских ростсельмашевских корпусов, а с восточной одноэтажная застройка и кварталы высотных зданий 1 и 2 поселков Орджоникидзе. Спустившись с путепровода, проходим по железнодорожной насыпи через узкую, но глубокую, Кизитериновскую балку. С насыпи можно увидеть огороды местных жителей, спускающиеся к самому берегу небольшой в этом месте речки, на восточной стороне и кварталы ростсельмашевских общежитий из характерного темно-красного кирпича, возвышающиеся над западным берегом в районе улицы Клубной.

Теперь мы находимся в поселке 1-й Орджоникидзе. Здесь застройка напоминает северо-восточную часть Сельмаша. Двигаемся по улице Чкалова к улице Коккинаки, по которой доходим до улицы Леваневского. Названия здешних улиц говорят о времени их образования и напоминают об эпохе покорения воздушного пространства советскими летчиками в 1930-ые гг.

Далее выходим на недоразвитую площадь, где расположены школа-интернат и несколько многоэтажных общежитий, а также усиленно торгуют семечками местные бабушки. Возвращаемся по насыпному мосту через Кизитериновскую балку в поселок Сельмаш. С южной стороны насыпи на дне балки видны очистные сооружения РСМ, которые мало что очищают.

Теперь двигаемся по улице 1-я Плановая к более южному переходу через балку, который выводит нас снова в поселок 1-ый Орджоникидзе на улице Полторацкого. Эта улица вместе с улицей Зеленодольской является центральной в поселке. Центральность заключается только в ее ширине, которая на фоне обычной ширины других улиц, сильно выделяется. Застройка здесь обычная одноэтажная. В юго-восточной части поселка на берегу балки в районе улицы Новолесной имеется небольшой квартал многоэтажных зданий. Вскоре приближаемся к полустанку Орджоникидзе железной дороги, которая в этом месте проходит в глубокой искусственной выемке.

Перейдя железную дорогу и минуя кварталы высотной застройки на улице Российской, мы снова попадаем на улицы классического одноэтажного домостроения поселка 2-ой Орджоникидзе. В этом поселке еще более отчетливо проявляется историческая сущность индивидуального заселения, произошедшего восемь десятилетий назад. На многие километры тянутся улицы одноэтажной застройки, и лишь в центре поселка имеются куцые кварталы многоэтажек. Идем по бесконечной улице 2-я Грамши в северо-восточном направлении. Затем сворачиваем на похожую улицу Печорскую. От монотонности окружающей застройки можно заснуть на ходу. Зато здесь легко обдумывать планы будущих заметок о путешествиях по Ростову, так как ничто не отвлекает и поток мыслительных ассоциаций не прерывается. Лишь изредка может залаять местный заскучавший пес, испугав вас внезапно, когда вы будете проходить мимо двора разбушевавшегося животного. С ул. Печорской сворачиваем на ул. Брестскую, по которой доходим до рощи, где заканчивается поселок.

Пройдя рощу и примыкающие к ней садовые товарищества, по улице Туполева мы выходим в район большого микрорайона. Это уже современная северо-восточная окраина города. Здесь нет классической одноэтажной застройки, а жилые многоэтажные дома построены всего несколько десятилетий назад. Возле проходной местного завода "Алмаз" мы заканчиваем наше долгое путешествие по сельмашевским районам города.

< >

о сайте | контакт | ©2006 Максим Назаров Хостинг «Джино»