ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОСТОВУ

Промзона

Путеводитель по Ростову

Промзона

Наше новое путешествие мы совершим по самым западным районам города. Это районы перспективного развития, но пока здесь освоены только территории, тяготеющие к железным дорогам. Возле станции Ростов-Западный находится огромная промзона, а по правому берегу реки Мертвый Донец расположены небольшие поселки Ливенцовка и Каратаево, где преобладает частная застройка. Пространство между поселками и промзоной занимает Ливенцовское поле, освоение которого планируется в ближайшем будущем. Маршрут наш пройдет вдоль железных дорог вокруг вышеупомянутого поля.

Начинаем наше движение на путепроводе через станцию Ростов-Западный. Это крупная станция, обслуживающая большое количество промышленных предприятий, расположенных по обе стороны железной дороги. Спустившись с путепровода, мы попадаем на улицу Разъезд западный. На этой реликтовой улице сразу за станцией начинается небольшой поселок из одноэтажных кирпичных зданий. Они один за другим тянутся вдоль железной дороги. С расположенными рядом садовыми товариществами они выглядят совсем ненужными случайными сооружениями в окружении крупных промышленных предприятий. Но это легко объяснить. Поселок и сады возникли задолго до появления промзоны. Почти все сады были снесены, а поселок уцелел полностью. Он является классическим образцом советской жилищной архитектуры для железнодорожников.

Бараковидные домики поселка скоро заканчиваются, и проселочная дорога долго идет вдоль забора с колючей проволокой. За ним дорога упирается в локальную свалку, и нам приходится перебираться на шпалы идущей рядом железной дороги. Эта однопутка является одной из многочисленных здесь вспомогательных веток, соединяющих промышленные предприятия со станцией. Вид на некоторые из этих производств открывается справа от железной дороги. Это живые индустриальные пейзажи. Здешние заводы работают. Слышится производственный гул, из многочисленных труб истекает густой дым.

Но вскоре обзор закрывает лесополоса, и идти по шпалам становится не очень приятно, пока мы не приближаемся к филиалу музея СКЖД под открытым небом. На небольшой площадке собраны старые тепловозы, паровозы, вагоны и другая устаревшая железнодорожная техника. Здесь стоит походить среди раритетных экспонатов и подробно осмотреть уникальные детали былого транспортного дизайна. Но надо быть осторожными. Вас может заметить местный сторож и его злые собаки. Тогда велика вероятность, что собаки будут спущены. В этом случае, показываете ему, что кладете на рельсы под камешек сторублевку, и спокойно удаляетесь за пределы охраняемой им территории.

Избежав проблем с музейными собаками, мы продолжаем движение по железной дороге дальше на запад. Теперь дорога идет сквозь густые лесонасаждения. Никаких человеческих тропинок, уводящих от дороги в лес, нет. Затем мы, вообще, оказываемся на насыпи, которая вскоре обрывается. Здесь у обрыва заканчиваются рельсы железной дороги. Это маневровый тупик. Насыпь достаточно высокая. Впереди видны лишь верхушки деревьев местной рощи, растущие у ее подножья. Несмотря на большое количество окружающих насыпь лесонасаждений, воздух здесь не свежий. Сами деревья имеют непривлекательный болезненный вид. Причиной плохой экологической обстановки являются расположенные вокруг насыпи предприятия. С юга от КСМ-10 ветер приносит белесую пыль. С запада устроена городская свалка, где в результате выгорания мусора в атмосферу выделяется много густого едкого дыма. На севере находится завод красок, спускающий отходы своего химического производства в местный ручей, чей муторный запах разносится ветром по всей округе. Но все же в силу своей уникальности эта насыпь с маневровым тупиком одно из самых привлекательных мест в городе для любого истинного краеведа.

Оставаться же здесь долгое время по вышеназванным причинам не рекомендуется, поэтому мы спускаемся с насыпи и попадаем на берег местной речушки, по цвету напоминающей больше помои. Вот здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой, связанной с переправой на северный берег. Придется долго походить по неприветливым склонам балки, надышаться нездоровыми испарениями речки-вонючки, испачкать одежду черным липким налетом, осевшим на постоянно влажные травянистые заросли. Каких-либо свежих людских тропок не существует, поэтому больше полагаемся на собственные силы. Но, потеряв надежду найти приемлемую переправу, некоторые из нас попытаются форсировать речку через открытую водную поверхность. Не надо этого делать. Это очень опасно для жизни. Здесь все же имеется место для безопасного перехода. Надо лишь вовремя его заметить. На речке есть островок, поросший камышом и поэтому мало заметный. Рукава речки, омывающие островок узкие, и их можно легко перепрыгнуть.

Так мы после долгих испытаний попадаем на другой берег жуткой речки. Пробравшись через грязные прибрежные камыши, выходим на асфальтированную дорогу, ведущую к городской свалке и обозначенную на карте как переулок 1-ый Машиностроительный. По дороге интенсивно курсируют одни лишь мусоровозки. Другой транспорт здесь встретишь не часто. Возле въезда на свалку в лесополосе находится стойбище бомжей, сортирующих привезенный мусор. Днем здесь безлюдно, поэтому можно осмотреть бомжовское бунгало, в котором они ночуют. На деревьях развешены бомжовские одеяния, которые в этнографических целях можно примерить.

Отсюда поднимаемся на огромный не природного происхождения холм. Это бывшая территория свалки, теперь засыпанная грунтом. С этого мусорного холма на востоке сквозь лесопосадку виден глиняный карьер, а с запада можно увидеть новую свалку. Отсюда хорошо заметно шоссе, идущее на Таганрог.

Чем ближе подходим к действующей свалке, тем отчетливее сквозь дымное марево просматривается весь сложный механизм утилизации мусора свалочным способом. Затем спускаемся с холма и оказываемся в непосредственной близости от многометровых мусорных толщ, нависающих над нами. Крошечные среди гор отходов бомжы еле различимы, и даже многотонные бульдозера не производят никакого впечатления и кажутся беспомощными среди нагромождений человеческого мусора.

Наконец, свалка остается позади. Мы идем по проселочной дороге в сторону Сухочалтырьской балки. Это уже не Ростов, а Мясниковский район. Справа от дороги располагается недостроенные корпуса птицефабрики. Здесь на берегах балки много заброшенных карьеров, где добывали известняк и глину. Особенно в этой связи живописен правый берег, который в большей степени подвергся карьеризации. Здесь много характерных выемок известняка, оставшихся после разработок. Есть даже небольшие останцы, нависающие над маловодной речкой, текущей по дну балки.

По правому берегу, где проходит асфальтированная дорога, двигаемся в юго-западном направлении. Справа от дороги имеется большое количество заброшенных сооружений промышленного типа. Поражают крупные размеры железобетонных конструкций и высота многометровых труб. Здесь тихо, людей совсем не видно. Перед электроподстанцией по мосту переходим на левый берег балки, где расположен функционирующий элеватор. Рядом с ним расположен полустанок №1330 и несколько домиков железнодорожников, очень похожих на те, что мы уже видели на улице Разъезд западный.

Далее по железнодорожной насыпи форсируем в очередной раз Сухочалтырьскую балку. С насыпи хорошо видны следы карьерных разработок в балке с северной стороны, а с юга она занята садовыми товариществами. Особо глазастые могут различить очертания противотанкового рва времен ВОВ, тянущегося вдоль левого берега балки.

Затем вдоль железной дороги идем к сельскому поселению Калинин. Здесь военведская ветка соединяется со старой железной дорогой, построенной еще в 19 веке. На восточной окраине села находятся местные небольшие производства, много карьерных выработок. В уникальном месте между двумя соединяющимися железными дорогами находится небольшое кладбище.

После его осмотра отправляемся к другому не менее своеобразному кладбищу, расположенному уже на ростовском берегу Сухочалтырьской балки. На левый берег мы попадаем по высокой насыпи, сооруженной через балку. Здесь находится поселок Каратаево. Он хоть и входит в черту города, но видом своих улиц и бытовыми условиями местных жителей больше напоминает сельскохозяйственное поселение. Но не это обстоятельство нас волнует, а местное кладбище, которое устроено на памятнике истории. Меотское городище первых веков н. э. в виде круглого холма с современным кладбищем расположено на западной окраине поселка, на берегу балки, недалеко от впадения ее в речку Мертвый Донец. Могилы каратаевцев устроены прямо в культурном слое. Здесь много фрагментов керамики, костей животных и других меотских артефактов. Особенно большое скопление потревоженного археологического материала можно видеть около свежих могил недавно умерших местных жителей. С кладбища открывается вид на новый коттеджный поселок на правом берегу балки и на донскую дельту, расположенную за рекой.

Осмотрев городище, отправляемся на юго-восток по улицам поселка к другим памятникам археологии, Каратаевской и Ливенцовской крепостям 2 тыс. до. н. э. Они находятся между поселками Каратаево и Ливенцовка в окружении садовых товариществ и разделены глубоким оврагом. Разобраться, где здесь находятся остатки древней кладки, а где современная свалка, могут только крупные специалисты. В этом месте часто проводятся раскопки и можно встретить археологов или других любителей истории. Этот древний фортификационный комплекс охраняется государством, и дачников сюда не пускают. Но для газовщиков, естественно, было сделано исключение. Недавно они возвели в самом центре Каратаевской крепости компрессорную станцию. После осмотра оборонительных укреплений отправляемся дальше через поселок Ливенцовку к балке Рябинина.

Это уже конечный этап нашего длинного путешествия по западным окраинам Ростова. Поселок Ливенцовка, растянувшийся вдоль железной дороги по правому берегу реки Мертвого Донца, является точной копией пос. Каратаево с теми же сельскохозяйственными особенностям. Форсируем балку Рябинина по железнодорожной насыпи. Позади осталась знакомая уже нам ТЭЦ, а впереди начинается промзона, где расположен ГПЗ-10. Видны корпуса крупных предприятий. Сильно контрастируют с индустриальной архитектурой одноэтажные домики местного поселка Первомайского, расположенного на южной стороне железной дороги. Он не сильно отличается от поселков Каратаево и Ливенцовка. Наконец, по здешней асфальтированной улице доходим до станции Первомайской, где по переходному мосту направляемся на территорию промзоны. Но здесь уже недалеко до улицы Малиновского. На этой улице возле центральной проходной ГПЗ-10 мы завершаем наши похождения по западным районам Ростова.

< >

о сайте | контакт | ©2006 Максим Назаров Хостинг «Джино»