ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РОСТОВУ

Нахичевань

Путеводитель по Ростову

Нахичевань

Нахичевань вошла в состав Ростова-на-Дону в 1928 году. До этого это был самостоятельный город, основанный в конце 18 века армянами, переселенными из Крыма. Удивительная судьба армянского народа, вынужденного покинуть свою историческую родину, теперь неразрывно связана с донской землей. Армяне внесли огромный вклад в сельскохозяйственное освоение здешних степей, в налаживание торговли, в развитие ремесел, а позднее и крупного промышленного производства. Так, армянами велись первые разработки известняка, служившего главным строительным материалом для служебных построек крепости св. Дмитрия. Нахичевань и Ростов всегда были тесно связаны между собой, но, в тоже время, армяне сохраняли и сохраняют до сих пор свою национальную самобытность. Не стоит забывать, что современный Ростов-на-Дону был, есть и будет русско-армянским городом.

Современное развитие Нахичевани во многом похоже на развитие районов старого Ростова. Современное многоэтажное строительство ведется в основном на месте уничтожаемого старого фонда. Многие старые предприятия подвергаются перепрофилированию или совсем нивелируются. Крупные производства сохраняются в южной части Нахичевани, на берегу Дона. Здесь есть такие серьезные предприятия, как завод «Красный Аксай», мукомольный и стекольный заводы. Из других объектов общеростовского значения можно назвать Молодежный театр на пл. Свободы.

Итак, мы начинаем наш путь по Нахичевани на площади Энергетиков возле памятника человеку, который держит в вытянутой руке первый искусственный спутник Земли. Идем по проспекту Шолохова в восточном направлении. С северной стороны проспекта до улицы. 14-я линия располагаются оптовые базы и складские помещения, примыкающие к станции Ростов-товарная. А если двигаться по южной стороне, то за короткий срок можно пройти все виды ростовской селитебной застройки. Здесь есть промзона, частный сектор, квартал многоэтажных зданий, спортивный комплекс и кладбище. Это поселок горводоканала.

Сворачиваем с проспекта вправо и оказываемся в тихих дворах здешних многоэтажек, соседствующих с забором деградирующей промзоны. Они находятся на месте бывшего Софиевского кладбища и построены для работников главного городского жилищно-коммунального предприятия, примыкающего к ним с запада. Дворами выходим на улицу Каяни и по улице Писарева или улице Добролюбова доходим до старого армянского кладбища. В районе этих улиц находится типичная одноэтажная застройка. На ее фоне сильно выделяются «дома феодалов» - современные двух или трехэтажные постройки коттеджного типа. Юго-западнее находится полузаброшенный стадион, носивший когда-то имя Сталина, а ныне называющийся "Трудовые резервы" или "Юность", на котором в 1989 году проходил первый и последний митинг ростовского отделения продемократического Народного фронта.

По улице 2-я линия неспешно доходим до улицы Мурлычева, ниже которой можно рассмотреть комплекс зданий сталинского времени. Затем мы идем до улицы 26-я линия. Здешние кварталы типичны для Нахичевани с ее прямоугольной сеткой улиц. Здания дореволюционной постройки преобладают, но имеются и современные многоэтажные сооружения. На этих улицах можно удовлетворительно ознакомиться с архитектурными особенностями старой и новой Нахичевани.

По транзитной для городского транспорта улице 20-я линия выходим на площадь Карла Маркса. Установленный на этой площади памятник Карлу Марксу власти давно хотят убрать куда-нибудь в закуток, как памятник Кирову, но пока он еще стоит на прежнем месте как напоминание о советском периоде истории Нахичевани. Здесь же расположен т.н. Вечный огонь, иногда зажигаемый в память о погибших в ВОВ. Возле огня в теплое время года можно увидеть почетный караул, состоящий из учащихся городских школ. Особенно интересна смена караула, когда малообученные школьники вынуждены идти псевдостроевым шагом.

Отсюда мы спускаемся к площади Свободы, через которую выходим на ул. Комсомольскую. На ней еще раз убеждаемся в почти полной идентичности нахичеванских улиц, которые слишком похожи, чтобы имел смысл выделять какую-либо из них. Но это не относится к улице 29-я линия, которая спускается к самому берегу Дона. Есть в ее нижней части архитектурный шедевр – падающий забор и много других замечательных ветхих домиков дореволюционной постройки. На берегу Дона находится мукомольный завод с его уникальными элеватороподобными корпусами.

По понтону, на котором всегда много рыбаков, переходим на Зеленый остров. Это особый район города. Левый берег Дона в миниатюре. Здесь есть все, что характерно для донской поймы. Песчаные берега с участками пойменного леса чередуются с протоками, заросшими камышом и другой адекватной растительностью. На Зеленом острове много баз отдыха и летних лагерей, но часть из них закрыты, так как в последнее время остров уступает в конкурентной борьбе более «респектабельному» левому берегу. Остров же приятное место для всех, кто любит болотные низменности.

Двигаемся по асфальтированной дороге, носящей название улицы Островной. Наша цель достичь южного берега острова. Вскоре асфальтированная дорога уходит на восток. Теперь мы идем по проселочной дороге, на которой кое-где сохранились следы былого мощения. Незаметно переходим заросшую протоку. Здесь в центре острова и в его юго-западной части находится совершенно не осваиваемая человеком местность. Дорога приводит к южному железнодорожному мосту через Дон. Многометровую железнодорожную насыпь, проходящую через остров с севера на юг и разделяющего его на две части, также хорошо видно с дороги. Сейчас выйти к Дону в районе южного моста затруднительно, так как на этом участке ведутся какие-то строительные работы, связанные с прокладкой труб.

Возвращаемся на асфальтированную дорогу, после поворота на восток называющуюся улицей Окружной. Она приводит нас к насыпи и путепроводу. Взобравшись на насыпь, можно со всех сторон наблюдать однообразный пойменный пейзаж центральной части Зеленого острова. Дальше дорога приближается к базам отдыха, расположенным вдоль южного берега острова. Здесь их много, но вид у них не презентабельный, а некоторые и совсем не работают.

В конце концов, дорога, пройдя между базами, выходит к восточной оконечности острова. На берегу можно наблюдать самые настоящие песчаные дюны, на которых хорошо растут ивы, жерделы и тютина. С небольшого пляжа видно, как разделяются рукава Дона, высокий правый берег, где расположен поселок Александровка, и низкий левый с редкими на этом участке ресторанами и кафе.

К понтону возвращаемся по северной полузаброшенной дороге мимо баз отдыха и лодочных станций, расположенный на северном берегу острова. Здесь можно отведать плоды тютины. Она растет вдоль дороги и плодоносит в течение всего лета. За своеобразной тютиновой аллеей дорога снова подходит к насыпи. Здесь много колючей проволоки и запретительных надписей. На самой насыпи размещены наблюдательные будки, в которых размещена охрана северного железнодорожного моста. Осторожно проходим под его железобетонными опорами по мощеной дороге. За насыпью колючая проволока не заканчивается. Теперь она протянута вдоль забора строящегося увеселительного заведения, чья территория заняла большую часть существовавшего здесь пляжа. Немало пляжного места занимает и огромный мусорный контейнер, заваленный отходами сверх меры. Быстро проходим карикатурные остатки знаменитого когда-то пляжа и снова оказываемся на понтоне.

Мы покидаем остров и переходим на правый берег. Проходим мимо старинных корпусов мукомольного завода и сразу сворачиваем на улицу Городовикова. Эта юго-восточная часть Нахичевани, примыкающая к корпусам завода «Красный Аксай» до революции называлась «Горячий край», так как здесь селились в основном пролетарская беднота. До сих пор на домах местных жителей сохранились таблички, повествующие о героическом революционном прошлом этого района.

Мы поднимаемся по улице 33-й линия к улице Подвойского, по которой выходим к дореволюционному зданию заводоуправления «Красного Аксая». Вообще, в призаводской части улицы 35-я линия много старинных зданий из характерного, потемневшего от времени кирпича. Идем вдоль старых заводских корпусов, выходящих на улицу Богданова в сторону главной проходной. Здесь на границе с поселком Ясная поляна находится уникальный памятник культиватору. Поставлен он в сентябре 1991 года. Только по нему теперь можно судить, что именно выпускал когда-то постепенно умершей в последующие годы бывший гигант советского сельхозмашиностроения.

От завода поднимаемся по улице 35-я линия к улице Сарьяна и дальше к многоэтажным зданиям, соседствующим с бывшей фабрикой мягкой игрушки. Обходим здешнюю промзону с запада по улице 40-я линия. Проходим мимо трамвайного депо. На пересечении с улицей Рябышева сворачиваем на восток для осмотра уникальных строений, расположенных на этой улице. Это комплекс двухэтажный бараковидных строений, предназначавшихся под жилье для рабочих и служащих расположенной севернее фабрики клавишных инструментов.

Дальше мы выходим на улицу Тюхряева и идем до улицы 30-я линии. Снова поворачиваем на север и доходим до улицы Буйнакской. Здесь осматриваем уникальное шестигранное трехэтажное здание, отделяющую эту улицу от частного сектора. Оно, возможно, сохранило форму стоявшей когда-то на этом месте водонапорной башни. Теперь мы двигаемся по этой улице, переходящей в улицу Ченцова, в западном направлении. Проходим мимо старого промышленного предприятия и сворачиваем на улицу 24-я линия, упирающуюся своим северным концом в корпуса бывшего мыльного завода, ныне превращенного в зону торговли. Здесь на пересечении с улицей Лекальной находится один из самых устаревших районов города. Пройдя не менее технологически застывшее троллейбусное депо, выходим на улицу 20-я линия, на которой и заканчиваем наше путешествие по Нахичевани.

< >

о сайте | контакт | ©2006 Максим Назаров Хостинг «Джино»